Единственный в своем роде кукольный театр «Тараканов и Роза» разыграет для вас историю рождения Христа.
Театр «Тараканов и Роза» появился в 1994 году. Первый спектакль, которым
ознаменовалось открытие театра, было Рождественское представление – «Вертеп».
Спектакль стал совместным проектом с «Theater Am Faden» в Штутгарте и был
разыгран на старом русском и немецком языках.
Сергей Тараканов и Роза Гиматдинова – художники, поэтому спектакли этого
театра специфичны, это скорее театр зрелищный, драматургией которого является
визуальный ряд.
История «Рождественского Вертепного представления» уходит в позднее
средневековье. Ещё в средние века в Европе появилась традиция устанавливать
на Рождество в церквях ясли с фигурками Марии, Иосифа, младенца Христа, вола
и ослика. Постепенно из этого выросло целое театральное действо. Неподвижные
фигурки были заменены на куклы и с их помощью стал разыгрываться
евангельский сюжет о Рождении Христа.
Слово «ВЕРТЕП» в старославянском языке означало «ПЕЩЕРА». Этим, словом и
стали именовать Рождественскую драму. По библейскому преданию, которое
лежит в основе представления, Мария с Младенцем Христом и Иосиф укрылись
в пещере для домашних животных, так как для них не оказалось места
на постоялом дворе. В этот год Вифлеем был перенаселён приезжими по случаю
переписи населения. Отсюда и белорусское название «БАТЛЕЙКА» от названия
города «БЕТЛЕХЕМ».
Разыгрывался Вертеп куклами, как правило, на святки с 6 по 19 января.
Представлял собой ящик, разделённый на 2 (редко 3) этажа. На верхнем ярусе
разыгрывались события связанные с Рождением Христа. Здесь располагалось
Святое семейство, пастушок с ягнятами, ослик, три волхва и Ангел. Этот этаж
предназначался для изображения поклонения волхвов, пастушка и благовеста
Ангела.
Нижний этаж представлял собой покои царя Ирода. В нём разыгрывалась
основная по длительности сцена, которая вмещала в себя диалоги между царём
Иродом и воинами, чернокнижником, Рахилью и Смертью. В этой сцене Ирод отдаёт
приказ об избиении младенцев. Апофеозом драматургического действия нижнего
яруса становилось отсечение головы Ирода.
Двухъярусное строение ящика не позволяло жителям верхнего этажа
пересекаться с обитателями нижнего. Это важное свойство Вертепной сценографии.
В конце XIX в. русский вертеп, так же как и многие другие виды народного театра,
стал угасать. После событий Октября 1917 г. он почти исчез, оставаясь предметом
исследования фольклористов и театроведов. Но само явление вертепной драмы,
так же как и сатирическая народная комедия, стало фундаментом для
формирования будущей русской профессиональной драматургии театра кукол.
Впервые, после долгого запрета на библейские темы, «Вертеп» был
восстановлен и реконструирован Ансамблем Дмитрия Покровского, Виктором
Новацким и Сергеем Таракановым в 1985 году. То представление, которое вы
увидите – это, можно сказать тот самый, реконструированный вариант «Вертепа»
разыгрывавшийся более двухсот лет назад, суровый по изобразительному
решению, без добавления театральных украшений и изысков.
Представление разыгрывается на старом русском языке.
Спектакль рассчитан на зрителей всех возрастов, от самых маленьких, до самых почтенных.
Стоимость билета: 1500 руб.
Место: Кондитерская кухмейстера П.П. Шведова, г. Коломна, ул. Зайцева, д. 18а
Время: 14:00 и 17:00
Тел.: +7(985)717-96-75